ОТРАСЛЬ ИНГРЕДИЕНТОВ - ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТОВЫЕ ТРЕНДЫ
Аналитический обзор: состояние, проблемы, перспективы
(материал изложен в самой полной авторской редакции)
 


УДК 664.87
В.Е. Зеленский Доктор-Инженер, Канд. техн. наук
Эксперт по процессам перемешивания

ОТРАСЛЬ ИНГРЕДИЕНТОВ - ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТОВЫЕ ТРЕНДЫ

Аналитический обзор: состояние, проблемы, перспективы

(материал изложен в самой полной авторской редакции)

09.02.2011

По итогам развития отрасли ингредиентов, сырья и добавок можно смело утверждать, что Рынок пищевых добавок в РФ окончательно сформировался, четко определились лидеры направлений и их специализация. Многие компании обзавелись собственными производственными структурами достаточно высокого уровня организации и технической оснащенности, это производства пищевых добавок, функциональных композиций, пряностей, маринадов, заправок, топпингов, приправ, пищевых концентратов, полуфабрикатов, специальных и готовых продуктов. Ряд фирм остается в поле дистрибуции и существенно увеличивает ассортимент. Другие компании полностью находятся в области производства. Третьи (и их большинство) пытаются использовать рациональное сочетание и дистрибьюторского, и производственного направлений. В целом, участники рынка стараются найти свою уникальную нишу, и только крупные организации развивают сразу несколько различных ингредиентных направлений.

За последние три года произошли качественные изменения в работе большинства известных фирм – участников рынка с опытом работы более 15 лет: значительно вырос уровень профессионализма, как в области ингредиентов, так и методов ведения бизнеса [1]. Четко видна тенденция отраслевой и сегментной специализации по целевым группам потребителей и товарным группам. Все больше внимания уделяется функциональным, технологическим, химическим и сенсорным характеристикам сырья и добавок. Растет уровень сложности разрабатываемых комплексных полифункциональных пищевых добавок. Простейшая "комбинаторика" монодобавок и пищевого сырья – обычная практика начала и середины 2000-х годов – окончательно отходит в прошлое. Хорошо прослеживается инновационное направление развития отрасли – все чаще применяются последние достижения науки и инжиниринга. Естественно, что тон развития задают зарубежные фирмы EU и US. Разработки отечественных предприятий уступают зарубежным и лежат, в большинстве случаев, в сфере химических и биотехнологических изысканий или в области прикладных вопросов применения ингредиентов и отработки технологии производства конечной продукции. Тем не менее, отечественные научно-производственные предприятия малых и средних форм являются наиболее инновационно-активными предприятиями, которые, как правило, идут в авангарде отраслевых перемен и новых направлений деятельности.

Фактический рост компаний, объемов поставляемой и производимой продукции свидетельствуют об увеличении уровня инвестиций в торговый кластер и производства отрасли. Некоторые крупные ингредиентные компании, обладая значительным опытом и расширяя сферу продаж, диверсифицировали свой бизнес и организовали пищевые производства того или иного профиля. В большинстве случаев такой опыт оказался удачным. Однако потенциал ингредиентной сферы достаточно высок, пищевой рынок все еще остается не насыщенным необходимыми производителю ингредиентами и добавками. Учитывая динамичность рынка, его восприимчивость к новым разработкам и предложениям будет неуклонно возрастать в ходе дальнейшего развития. Анализ состояния отрасли, выполненный компанией ITE – организатором выставки "Ingredients Russia 2010", свидетельствует о том, что "…производство пищевых ингредиентов в Российской Федерации по динамике роста опережает другие направления пищевой и перерабатывающей промышленности, это один из наиболее инвестиционно-привлекательных и перспективных сегментов продовольственного рынка с высоким уровнем рентабельности" [2].

Характерной чертой отрасли является рост зарубежных инвестиций в становление ингредиентных торговых и производственных компаний. Учитывая высокую финансовую емкость производственной деятельности, отток российского инвестиционного капитала, экономическую и политическую неопределенность – ожидать прироста новых отечественных производителей не приходится. Кроме того, можно выделить такую особенность как монополистический уклад экономики пищевой промышленности, а именно – тренд консолидации производственных предприятий под эгидой крупных компаний и холдингов. Небольшие, но успешные производственные компании, особенно имеющие высококлассных специалистов и существенную инновационную составляющую деятельности, скупаются, иные – выдавливаются с рынка. На данный момент это относится к пищеконцентратным производствам, предприятиям кондитерской, молочной и мясной промышленности. Вполне возможно ожидать, что подобная тенденция будет распространяться и на сектор пищевых добавок: производство и торговлю.

Тренд укрупнения предприятий, усиления лидирующих позиций крупного капитала в инновационной деятельности и инжиниринге – подтверждается и косвенными признаками – все чаще лауреатами конкурсов и призерами Выставок "Ингредиенты", "Продэкспо", "Весь мир питания - World Food Moscow", "Агропродмаш" и "Росупак - Foodmash" становятся холдинги и корпорации. Тем не менее, следует отдать должное – производственный и исследовательский потенциал крупных предприятий позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты и решать сложные прикладные задачи по обслуживанию крупнейших предприятий пищевой отрасли страны и соседних регионов. Современный потребитель ингредиентного рынка уже установил новые критерии качества, требования к его органолептическим и функциональным свойствам, к эстетике и дизайну. Некоторые лидеры отрасли стараются самостоятельно или совместными усилиями формировать отраслевую политику в области качества и стандартов обслуживания клиентов [3]. Конкуренция возрастает и ее главное направление – не борьба за сбыт, а получение права обслуживания того или иного конечного производителя, достижение и превышение среднерыночного уровня интегральной характеристики "цена - качество". В последние годы наблюдается значительный рост качества продукции и расширение ассортимента, потребителю предлагается достаточно широкая номенклатура продуктов, линейка, как правило, составляет не менее 5 - 10 наименований. Лидирующие фирмы сами устанавливают высокую планку качества, к которой стремятся подойти в своей деятельности. Нормативная база старых государственных стандартов уже изжила себя и не соответствует потребностям рынка. Ориентация на морально устаревшую систему выступает тормозом в процессе повышения уровня качества выпускаемой продукции. Можно четко отметить, что в настоящий момент качество является основой для построения бизнеса b2b как системы удовлетворения потребностей клиента. Именно поэтому все больше в практику производственных предприятий входит внедрение систем менеджмента качества как неотъемлемой части обеспечения высокого уровня производства и как инструмент конкурентной борьбы.

На данный момент эффективная работа на рынке ингредиентов – это удовлетворение потребностей клиентов, передача потребителю целевой технологической ценности (высокоинтеллектуальной технологии или продукта), качество, надежность, репутация, а также обеспечение права выбора для клиентов рынка. Далеко не все могут следовать этой норме жизни XXI века. Наибольшее количество претензионных ситуаций в вопросах качества имеют, как правило, мелкие производители. В последнее время в Inet-источниках, Сми и некоторых отраслевых изданиях – можно встретить суждения о том, что почти никто из отечественных производителей добавок и ингредиентов не может гарантировать стабильности достижения всех параметров необходимого целевого технологического эффекта и воспроизводимости результатов (стабильности параметров каждой партии продукции). Это далеко не так – крупные, средние и даже небольшие фирмы, особенно с сильным научно-производственным потенциалом, уделяют этому вопросу повышенное внимание и достигают приемлемых результатов, которые удовлетворяют потребностям крупных производителей конечной продукции [4].

Однако, следует признать, что действительно существует целый комплекс проблем качества, которые ряд отечественных производителей не могут или не хотят решать. Необходимо подчеркнуть, что базовые принципы обеспечения качества формируются еще на стадии разработки концепции продукции и формирования механизмов соблюдения методологических основ организации производственных и бизнес-процессов. Суть заключается в отсутствии системных междисциплинарных знаний, в упрощении подходов и непонимании специфики, неадекватном трактовании ключевых понятий и определений ингредиентной отрасли, а отчасти – в недостатке априорной ответственности перед потребителем. Для большинства участников рынка известно, что основная часть высококачественного сырья, ингредиентов и добавок импортируются в РФ, часть выпускается на внутренних производственных мощностях иностранных компаний – существенных проблем и нареканий эти продукты не вызывают. Бесспорен тот факт, что вырабатываемое отечественными предприятиями сырье и ингредиенты на изношенной и устаревшей производственно-технологической базе – существенно уступают зарубежным продуктам и в общих показателях качества, и в ненормируемых стандартами характеристиках. Разумеется, что комбинация таких материалов сразу приводит к значительному снижению качества (в соответствии с теорией надежности).

Однако ряд дополнительных факторов приводит к еще большему снижению качества до неприемлемого уровня. Так, упущен из виду вопрос товароведческой и практической классификации – отдельные производители в повседневной практике допускают обобщение понятий: пищевое сырье, пищевой концентрат и пищевая добавка, что приводит к нарушениям условий разработки, производства, оборота, хранения и транспортирования этих ингредиентов. Несмотря на обилие справочной информации, нормированных терминов и определений – нет четкого осознанного представления о том, что есть сама по себе пищевая добавка. Отсутствие концепт-определения пищевой добавки и видения ее как активного вещества с целевой технологической функцией и конкретными физико-химическими свойствами – приводит к неверному выстраиванию торговой доктрины продукта.

В качестве одного из ярких примеров можно привести путаницу в демонстрируемом клиентам определении физической формы пищевой добавки: жидкая, порошковая и кристаллическая (последнее – ошибочное неверное представление). Отсутствие ясности в представлении физических свойств субстанции вводит потребителя в заблуждение: любой порошок (зернистая среда) – есть двухфазная система, обладающая конкретными свойствами и характеристиками, одним из главных параметров которой является – гранулометрический состав дисперсных частиц. То есть, ведя речь о порошках – необходимо указывать их гранулометрические характеристики или определять их, для простоты, как мелко и крупно кристаллические продукты. Разумеется, что в качестве третьей формы пищевой добавки допустимо было бы указать, например, гранулированную или микрокапсулированную форму.

Системная практика организации и внедрения разработок искажается постоянными попытками снижения себестоимости сырья путем замены составляющих другими близкими по функциональным свойствам ингредиентами и приемами вторичного маркетинга. Зачастую в целом нарушена методология разработки и постановки продукции на производство: начиная от маркетинговых исследований и разработки концепции – до выбора сырья и адаптации разработки к условиям производства на конкретном предприятии. Недостаток знания физико-химических свойств и характеристик субстанций, механизмов работы пищевых добавок и их композиций – приводит к тому, что упускаются из виду дополнительные свойства монодобавок и аспекты взаимного влияния ингредиентов в композиции. Указанные выше ошибки ведут к существенным технологическим и производственным просчетам, и как следствие – к низкому качеству вырабатываемой продукции или неэффективности пищевой добавки. Сложившиеся некорректные представления о собственном продукте фиксируются и трансформируются при разработке технологических рекомендаций – тем самым дополнительно вводят потребителя в заблуждение. Общим итогом такой деятельности становятся поэтапное и растянутое во времени ухудшение качества, неудовлетворенность клиента, снижение лояльности к бренду и поставщику [5, 6]. Перечисленные проблемы качества продукции – обусловлены, в первую очередь, низким уровнем знаний разработчиков – особенно в области пищевой химии, коллоидных систем и механики неоднородных сред. Некоторые производители забывают, что они выпускают не смеси, а пищевые добавки – высокотехнологичные интеллектуальные продукты.

Ключевым подходом в мировой практике, а теперь и в РФ стал этап разработки концепции продукта (добавки, ингредиента, сырья) [7, 8]: идея, свойства, целевая аудитория, уровень покупательской потребности и привлекательности в конечном пищевом продукте, состав, способ опытного и массового производства. Необходимо дополнительно отметить, что разработка рецептур и создание концепции продукта, продвижение и поддержка продаж – должны идти по стандартизированной для предприятия методике организации и управления системой "разработка - продвижение - продажа - взаимодействие с клиентом", подходы к созданию которой широко публикуются в последние три года в отраслевой переводной литературе. Базовые принципы и практические наработки, которые используют Специалисты в своей работе – были кратко сформулированы и оглашены в докладах XI-го Международного форума пищевых ингредиентов [5, 6]. Удивительно, что для профессионального сообщества эти сведения стали сенсацией 2010 года. Именно глубокое понимание совокупности задач и методологии их решения – позволяет Лидерам отрасли успешно преодолевать различные препятствия и достигать высоких результатов в производственном направлении бизнеса.

Кризисное и пост-кризисное состояние секторов экономики все еще сказывается на предприятиях поставщиках и изготовителях ингредиентов, сырья и добавок: возврата к прежним уровням сбыта так и не удалось достичь даже к концу 2010 года. За последние несколько лет четко сформировались отдельные тенденции развития рынка пищевых добавок и ингредиентов. Основным направлением стала натуральность продуктов, что является воспроизводством общемирового тренда [9]. Отчасти, это направление является следствием поиска новых рынков сбыта мировым инновационным пространством. Именно по этой причине новые продукты регулярно поступают на рынки развивающихся стран. Таким образом, независимо от желания населения страны ориентация на натуральность будет нарастать. Привычка части потребителей к высококачественным продуктам, сформировавшаяся в последние годы, никуда не ушла – стремление к натуральным и качественным продуктам питания будет являться сопутствующей внутренней тенденцией ингредиентного рынка РФ. Естественно, что в нижнем ценовом сегменте особенных изменений в данный момент не происходит, имеется стабильный уровень потребления. Однако так продолжаться долго не будет. Через некоторое время и туда придут разработки, уже начинающие устаревать в верхних ценовых сегментах.

Бурное развитие премиального сектора подстегивается потребительским спросом. Вопрос цены товара важен – но этот параметр может быть отрегулирован в настоящее время грамотной системой подбора и закупки сырья, оптимизацией логистики, ценообразования и дистрибьюции. Таким образом, изначально предполагаемый дорогостоящим и затратным в разработке продукт может стать образцом стабильного высококачественного товара массового производства и потребления. С учетом этого следует ожидать увеличения спроса на высококачественные натуральные, функциональные, антиаллергенные и органичные компоненты [10, 11]. Существенный прирост уже демонстрируют композиции для обогащения пищевой продукции микронутриентами: витаминами, макро- и микроэлементами, минеральными веществами и волокнами – чего не наблюдалось даже в докризисный период. Давно отмечена тенденция увеличения спроса на натуральные красители и ароматизаторы. Все большую популярность и динамичный рост потребления показывает сегмент диетических, диабетических и специальных спортивных продуктов. Продукция детского, геро-диетического и спортивного питания требует использования безсахарных продуктов и применения сырья растительного происхождения: так, уже много лет большой популярностью пользуются протеиновые батончики с сухофруктами и злаками, обогащенные витаминно-минеральными комплексами. Растет спрос на безсахарную продукцию, изготовленную с применением интенсивных подсластителей и заменителей сахара – несмотря на "химическую" природу этих ингредиентов. Применение находит широкая гамма полиолов, моно-, ди- и полисахаридов, гликозидов и других инновационных продуктов с низким гликемическим индексом. В сфере индустрии напитков также усилился тренд функциональных и здоровых продуктов, что, естественно, снижает интерес к привычным интенсивным подсластителям и сахарозаменителям, а также их композициям. Подтверждением тому служит снижение объемов их потребления на протяжении последнего почти трехлетнего периода. Учитывая существенные размеры финансирования, программы продвижения и вовлечения, преобладающей будет становиться тенденция применения натуральных или природо-производных веществ класса "органик" (веществ растительного происхождения или их переработки). Доля таких веществ, как сахаринат, цикламат и ряд иных, будет снижаться. Уже сейчас виден рост применения инновационных продуктов: сукралозы и неотама, стевиозидов, тауматина и других веществ (неотам Е961 – в РФ уже разрешен к применению).

В целом наблюдается снижение интереса к массовым типовым и давно привычным наборам вкусов и ароматов. С ростом новых видов продуктов происходит повышение спроса к необычным и ранее мало используемым типам сложных и ярких ароматов. Усиливается тенденция применения высококачественных ароматизаторов натурального и идентичного статуса. Лидерами являются фруктовая цитрусовая и экзотическая группы, ягодные и ванильные ароматы. В производстве мучных кондитерских изделий по-прежнему в основном применяют ванильные порошковые термостабильные ароматизаторы, вкусо-ароматические продукты, добавки и композиции. Заметные изменения наблюдаются в области декоров мучных кондитерских изделий, десертов, каш и пудингов. За последние несколько лет на рынке кондитерского сырья заняла прочные позиции термостабильная нетающая сахарная пудра, которая является новым классом высокотехнологичных ингредиентов. Именно нетающая пудра сильно потеснила в период кризисного спада привычные взгляду и популярные в середине 2000-х годов цветные сахаристые декоры: хрустящие и глазурные посыпки – цветные палочки, шарики, звездочки и сердечки.

За последние годы произошло увеличение разнообразия и ассортимента ингредиентов для кондитерских производств [6, 10, 11], выросло потребление пищевых концентратов и полуфабрикатов – смесей для выпечки, пекарских порошков и комплексных разрыхлителей и улучшителей, бисквитных концентратов, сухих композиций для изготовления кремов, топпингов, начинок, сладких добавок, зерновых и ореховых посыпок, пряностей. Всплеск потребления охлажденных продуктов летом 2010 году привел к увеличению производства ингредиентов и смесевых композиций для соответствующих десертов, пудингов, мороженого, коктейлей, молочно-сывороточных напитков. Рост цен на сырье и дефицит молочных ресурсов привел к повышению спроса на растительные жиры, заменители молока, сухую сыворотку и белковые продукты. Растет сфера применения растительных рафинированных и дезодорированных жиров и специальных масложировых систем, которые характеризуются высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Такие жировые продукты способствуют сбалансированному питанию и соответствуют стратегии ВОЗ по высокой безопасности пищевой продукции. Лидирующими компаниями этого направления отрасли разработаны и широко внедряются фритюрные и кулинарные жиры, шортенинги, заменители молочного жира, композиции для кремов, взбивных сливок и суфле, заменители масла какао, жировые системы для производства глазурей и мороженого.

Возрос сегмент этнической и религиозной кухни, увеличивается разнообразие и ассортимент ингредиентов для таких производств. Интересной особенностью сезона стало значительное увеличение предложений по дрожжевым и белковым экстрактам и другим натуральным препаратам для модификации вкуса и аромата пищевых продуктов. Ключевым достоинством новых модификаторов вкуса является их высокая эффективность по достижению целевого технологического эффекта и некоторые немаловажные преимущества: натуральность, богатый вкусоароматический профиль, снижение содержание хлорида натрия, общее снижение доли различных присутствующих солей, низкая калорийность и ряд других. Необходимо отметить, что продвижение этих относительно новых модификаторов вкуса совпадает с информационными кампаниями в сети Inet и Сми по дискредитации моноглутаматов и борьбой с засолением гастрономических продуктов, сыров, хлебобулочных изделий. Учитывая пресыщенность потребителя восточными веяниями в применяемых соусах, приправах, пряностях и основных продуктах, особенно в сфере ресторанного бизнеса и фаст-фуда, спрос на глутаматсодержащие продукты со временем будет несколько снижаться. Вероятность подобного снижения в колбасных, паштетных производствах и снековых направлениях, а так же в сфере выпуска полуфабрикатов и блюд быстрого приготовления – достаточно велика. Дополнительным негативным фактором может служить введение аналитических методов контроля содержания пищевых добавок – усилителей вкуса и аромата – предписываемое Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Тем не менее, уровень потребления глутаматов значителен и в ближайшие 2 - 3 года резкого снижения их применения в массовом производстве явно наблюдаться не будет.

Другой ключевой особенностью рынка стало увеличение спроса на комплексные пищевые добавки – специализированные функционально-технологические композиции, оказывающих сразу несколько технологических эффектов. Большинство производителей и конечных потребителей существенно пересмотрели и изменили свое прежнее негативное отношение к пищевым добавкам, ароматизаторам, БАДам и иным ингредиентам. Именно теперь стал высоко цениться тот целевой технологический и экономический эффект, который несет в себе применение даже простейшей добавки. Здесь вполне уместно будет привести широко известный тезис: "маленькая добавка – большой эффект".

Ноябрьская выставка 2010 года закрыла, а мартовская "Ingredients Russia 2011" открыла новый этап развития отрасли. Пост-кризистная экономическая ситуация по-прежнему оказывает сильное влияние на представительность главной отраслевой выставки ингредиентщиков. Первые итоги, подведенные организаторами выставки (ITE) говорят о существенном росте посещаемости и числа участников Выставки. И все-таки, докризисные результаты так и не достигнуты; кворума – нет. Можно отметить и другую особенность: растут масштабы Выставки, меняется и ее специалитет. В прошедший период 2000-х годов Выставка была ареной контакта "продавец - конечный производитель". Теперь же она стала площадкой оптовой торговли, местом контакта оптового производителя и дистрибьютера, местом презентации компании и рассказа о достижениях и ноу-хау, местом поиска новых каналов мелкооптового сбыта и дополнительной работы с крупными потребителями. На предшествующих этапах Выставка имела базовый уклон в сторону кондитерской промышленности – как самого крупного потребителя пищевых добавок, однако за последний год и эта тенденция отошла в прошлое. Отечественные производители и некоторые участники рынка постепенно перемещаются в ингредиентные секции выставок "Агропродмаш" и "Продэкспо" как более близкие к производителям конечных продуктов, сельскохозяйственным предприятиям и перерабатывающему комплексу. То есть выстраивается дополнительное направление близкого контакта с фактическими потребителями. "Ingredients Russia" становится мировой оптовой выставкой-ярмаркой, она трансформируется и встраивается в цепочку мировых ингредиентных выставок, уступая место в ноябре 2011 "Food Ingredients Europe": Франция, Париж (29 ноября - 01 декабря).

Отрасль ингредиентов бурно развивается, значительно повышается качество и улучшаются показатели безопасности продукции, растет разнообразие и ассортимент. Остро стоящая проблема нехватки квалифицированных кадров с профильной подготовкой постепенно решается ведущими учебными заведениями страны. Существенным достижением стало открытие по химическим и биотехнологическим специальностям новых учебных дисциплин: "пищевая химия", "пищевые и биологически активные добавки", организация курсов повышения квалификации при МГУПП по программе "пищевые ингредиенты". Однако, уровень подготовки выпускников по процессно-технологическим и бизнес-ориентированным дисциплинам остается недостаточным и требует соответствующей коррекции [12]. К сожалению, эти направления деятельности недостаточно развиты как в большинстве региональных учебных заведений, так и в МГУПП – на что указывает структура и анализ [13] научно-технического потенциала Университета. Мировая практика свидетельствует, что только сочетание высокой квалификации персонала и регулярное применение последних научных и инженерных достижений – позволяет эффективно функционировать современному предприятию в высококонкурентной среде, каковой является и отрасль пищевых ингредиентов. Именно нехватка инженерных и менеджерских кадров высшей квалификации приводит к недооценке рисков, проектным, техническим и технологическим ошибкам, крупным финансовым потерям. Из отечественной инженерной практики конца xx века известно, что: технологи не знают возможностей оборудования, областей наиболее целесообразного его применения и физических основ процессинга, механики не ориентируются в физико-химических и иных вопросах технологии производства продукции, конструкторы – не знают ни того, ни другого. Современная ситуация не изменилась – даже благодаря наработке богатого опыта ключевой специалист предприятия не может самостоятельно и эффективно решать поставленные задачи и возникающие проблемы. Процессные специальности в отечественных учебных заведениях все еще достаточно редки, а количество выпускаемых специалистов крайне ограниченно. Низкое качество отечественной продукции различных отраслей в последние 50 лет, отчасти, как раз и связано с крайне недостаточной численностью специалистов высшей категории и междисциплинарными познаниями, а также с ограниченным использованием мирового опыта и знаний в области процессного инжиниринга: тепло-массообмена, гидродинамических, механических и химических процессов. Проблема актуальна сегодня и в ингредиентной сфере, где широко распространены такие процессы как смешивание и перемешивание, гранулирование, микрокапсулирование, экструзия, термическая и волновая сушка, сублимационные процессы, химический и микробиологический синтез.

Для эффективной практической деятельности современной фирмы-производителя ингредиентов необходима команда технологов (процессионщик, химик и пищевик), которая позволяет совместить разносторонние инженерные сведения и опыт. Вопрос нехватки профессионалов в настоящее время уже решается лидерами отрасли путем привлечения зарубежных специалистов и сотрудничества с мировыми инжиниринговыми компаниями [14]. Благодаря таким решениям предприятия отрасли получают передовые технологии, изменяют в лучшую сторону уровень организации и оснащения производства. Учитывая общий низкий уровень производственно-технической базы в отрасли ингредиентов и добавок – крайне необходим переход к высокотехнологичным современным машинам и аппаратам, агрегатам и производственным комплексам, изготовленным на основе последних достижений науки и инжиниринга, оснащенных передовыми системами автоматизации и управления. Ряд предприятий уже начинает развертывание комплексного технического и технологического перевооружения с учетом планов перспективного развития [15]. Модернизация производственно-технологической базы предприятий способствует стабилизации качества, снижению ресурсоемкости и повышению общей эффективности деятельности компаний – и тем самым усиливает конкурентные преимущества бизнеса. Изменение экономической ситуации в стране также должно способствовать выходу молодой (двадцатилетней) отрасли ингредиентов на новый этап развития.



Литература

1. Инновации и их реализация: кризис сегодня, бум продаж завтра (круглый стол участников рынка) // Бизнес пищевых ингредиентов.- 2009.- № 6 (15).- С. 14 - 27.
2. Ingredients Russia – Международная выставка "Пищевые ингредиенты, добавки и пряности" [электронный ресурс]. URL: http://www.ingred.ru (дата обращения: 15.11.2010).
3. Союз Производителей Пищевых Ингредиентов [электронный ресурс]. URL: http://www.sppiunion.ru (дата обращения: 30.01.2011).
4. Нива-хлеб 20 лет: проблемы отрасли и успехи деятельности // Пищевые ингредиенты: сырье и добавки.- 2010.- № 1.- С. 20 -22.
5. Закатова А.М. Концептуальный подход при выборе ингредиентов для производства продуктов питания / А.М. Закатова // Сб. докл. XI Международного форума "Пищевые ингредиенты XXI века". Москва, 23 - 26 ноября 2010 г.-М.: Изд-во ВВЦ, 2010.- С. 27 - 29.
6. Роенко Т.Ф. Потребительская привлекательность и экономическая эффективность продуктов. Применение ароматизаторов – новые решения / Т.Ф. Роенко // Сб. докл. XI Международного форума "Пищевые ингредиенты XXI века". Москва, 23 - 26 ноября 2010 г.-М.: Изд-во ВВЦ, 2010.- С. 30 - 34.
7. Эрл М. Разработка пищевых продуктов / М. Эрл, Р. Эрл, А. Андерсон. - Пер. с англ.- СПб.: Профессия, 2007.- 382 с.
8. Эрл М. Примеры разработки пищевых продуктов. Анализ кейсов / М. Эрл, Р. Эрл.- Пер. с англ.- СПб.: Профессия, 2010.- 464 с.
9. Мэдден Дж. Новое глобальное исследование Euromonitor: тенденция в сфере ингредиентов для пищевой промышленности – решения вызванные требованиями рынка / Дж. Мэдден // Пищевые ингредиенты: сырье и добавки.- 2010.- № 1.- С. 17.
10. Закатова А.М. Потребительские тренды в пищевой отрасли. Тенденции здорового образа жизни в пост-кризисную эпоху / А.М. Закатова // Сб. докл. XI Международного форума "Пищевые ингредиенты XXI века". Москва, 23 - 26 ноября 2010 г.- М.: Изд-во ВВЦ, 2010.- С. 81 - 82.
11. Зеленский В.Е. Ингредиенты и пищевые концентраты для кондитерского производства, год 2010: краткий аналитический обзор / В.Е. Зеленский // Кондитерское производство.- 2010.- № 6.- С. 2 - 4.
12. Зеленский В.Е. Бизнес-образование как инструмент развития бизнеса и личности / В.Е. Зеленский // Эссе, Московская международная высшая школа бизнеса, [электронный ресурс]. URL:http://Zielenski.narod.ru/business-article.html (дата обращения: март 2009).
13. Еделев Д.А. Инновационная инфраструктура пищевого вуза XXI века для обеспечения продовольственной безопасности России / Д.А. Еделев, Л.А. Каплин, К.И. Попов, А.Ю. Колеснов, О.В. Красноярова // Пищевая промышленность.- 2010.- № 11.- С. 8 - 13.
14. Мировые специалисты приходят в Россию (профессионализм – гарантия качества продукции и дела, которому ты отдан без остатка) // Бизнес пищевых ингредиентов.- 2010.- № 5 (20).- С. 40 - 41.
15. Добровольский В.Ф. Перспективы совершенствования пищеконцентратной отрасли до 2020 года / В.Ф. Добровольский, С.В. Зиновьева, Т.А. Васильева, Н.А. Кожин, С.А. Осокин // Пищевая промышленность.- 2010.- № 8.- С. 34 - 37.

09.02.2011 - 07.04.2011, СПб.

Материал в сокращенном виде опубликован тематическими блоками в следующих изданиях:
Бизнес пищевых ингредиентов.- 2011, № 2. - С. 10 - 11.
Материалы докладов Всероссийской конференции "Пищевые добавки и современные технологии переработки сельскохозяйственного сырья", посвященной 50-летию ВНИИПАКК Россельхозакадемии,
Санкт-Петербург, 1-2 июня 2011.- СПБ.: ВНИИПАКК, 2011.- С. 13-15.
Пищевая Промышленность.- 2011, № 6.- C. 50 - 52.
Бизнес пищевых ингредиентов.- 2011, № 3. - С. 10 - 12.
Кондитерские изделия. Технологии.- 2011, № 2-16 (июнь). - С. 20 - 23.
Бизнес пищевых ингредиентов.- 2011, № 4. - С. 12 - 14.
Cайт Союза Производителей Пищевых Ингредиентов - СППИ (www.SPPIunion.ru) в разделе Рынок пищевых ингредиентов

Автор считает своим долгом выразить глубокую благодарность Профессору А.П. Нечаеву и Е.В. Кауц за помощь в редактировании и подготовке материалов в Издательстве "Пищевая Промышленность"

Итоги выставки "Ингредиенты-2011" прокомментированы ниже

© 2011 - 2023 Владислав Евгеньевич Зеленский
© 2011 - 2023 Dr. Wladyslaw-Eugen Zielenski


Реферат
Представлен анализ состояния отрасли ингредиентов и пищевых добавок. Рассмотрены базовые аспекты обеспечения качества продукции. Представлены тенденции потребительского спроса на некоторые группы ингредиентов: ароматизаторы, красители, подсластители, усилители вкуса, пищевые концентраты и другие продукты

Ключевые слова: отрасль пищевых ингредиентов, пищевые добавки, пищевые концентраты, качество, инжиниринг технологических процессов, образование

W.-E. Zielenski, Dr.-Eng. Ingredients Branch: decade results and product trends

Summary
Results of industry development are presented. Base aspects of maintenance of production quality are considered. Consumer demand tendencies in some basic groups of branch components are presented. The key group of surveyed ingredients: flavors, colorants, sweeteners, taste enhancers, food concentrates etc

Key words: ingredients industry, food additives, food concentrates, quality, industry process engineering, education


Статья: Инженерное обеспечение основных технологических процессов в производствах пищевых добавок,
ингредиентов и концентратов, 2012


Статья: Основы развития производств пищевых добавок – стратегия качества и кадровый потенциал
(исходные позиции и методологические подходы), 2011


Статья: Ингредиенты и пищевые концентраты для кондитерского производства, год 2010

Отзыв на проект Технического регламента "Требования безопасности пищевых добавок и др. продуктов", 2011

Итоги Выставки Ingredients-2012: краткое сообщение

Итоги Выставки Ingredients-2011: краткое сообщение

Итоги Выставки Ingredients-2010: краткое сообщение

Журнал "Пищевая Промышленность" 2011, № 6.- С. 70 - 71.

Журнал "Кондитерские изделия. Технологии" / интернет-версия журнала / 2011, № 2-16 (июнь).- С. 20 - 23.

Сайт: www.Zielenski.narod.ru

обратно к статьям

про автора