19.12.2010
Ноябрьская выставка "Ingredients Russia 2010" закрыла, а мартовская 2011 года откроет новый этап развития отрасли. Пост-кризистная экономическая ситуация по-прежнему оказывает сильное влияние на представительность главной отраслевой выставки ингредиентщиков. Первые итоги, подведенные организаторами выставки (ITE) говорят о существенном росте посещаемости и числа участников Выставки. И все-таки, докризисные результаты так и не достигнуты; кворума – нет. Можно отметить и другую особенность: растут масштабы Выставки, меняется и ее специалитет. В прошедший период 2000-х годов Выставка была ареной контакта "продавец - конечный производитель". Теперь же она стала площадкой оптовой торговли, местом контакта оптового производителя и дистрибьютера, местом презентации компании и рассказа о достижениях и ноу-хау, местом поиска новых каналов мелкооптового сбыта и дополнительной работы с крупными потребителями. На предшествующих этапах Выставка имела базовый уклон в сторону кондитерской промышленности – как самого крупного потребителя пищевых добавок, однако за последние годы и эта тенденция отошла в прошлое. Отечественные производители и некоторые участники рынка постепенно перемещаются в ингредиентные секции выставок "Агропродмаш" и "Продэкспо" как более близкие к производителям конечных продуктов, сельскохозяйственным предприятиям и перерабатывающему комплексу. То есть выстраивается дополнительное направление близкого контакта с фактическими потребителями. "Ingredients Russia" становится мировой оптовой выставкой-ярмаркой, она трансформируется и встраивается в цепочку мировых ингредиентных выставок, уступая место в ноябре 2011 "Food Ingredients Europe": Франция, Париж 29 ноября - 01 декабря.
По итогам развития отрасли ингредиентов, сырья и добавок в 2010 году и результатам Выставки – можно смело утверждать, что Рынок пищевых добавок в РФ окончательно сформировался. Четко определились лидеры направлений и их специализация. Многие компании обзавелись собственными производственными структурами достаточно высокого уровня организации и технической оснащенности. Ряд фирм остается в поле дистрибьюции и существенно увеличивает ассортимент. Другие – полностью находятся в области производства. Третьи (большинство) – пытаются использовать рациональное сочетание и дистрибьютерского, и производственного направлений. В целом, участники рынка стараются найти свою уникальную нишу, и только крупные организации развивают сразу несколько разнообразных ингредиентных направлений пищевой отрасли.
За последние три года произошли качественные изменения большинства известных фирм-участников рынка с опытом работы более 15 лет: значительно вырос уровень профессионализма как в области ингредиентов, так и методов ведения бизнеса. Четко видна тенденция отраслевой и сегментной специализации по целевым группам потребителей и товарным группам. Все больше внимания уделяется функциональным, технологическим, химическим и сенсорным характеристикам ингредиентов: сырья и добавок. Растет уровень сложности разрабатываемых комплексных полифункциональных пищевых добавок. Ингредиенты и пищевые добавки становятся узкоспециализированными. Ряд Экспертов отрасли уже отмечают, что фактически у каждого товара на рынке есть альтернативные решения. Конкуренция неуклонно возрастает. Одним из ключевых трендов в потреблении становится так называемая "демократизация люкса" [цитата]. Потребитель предпочитает платить больше, вместо того чтобы экономить и применять продукцию, не удовлетворяющую его желания и потребности. Эта тенденция прослеживается не только на ингредиентом рынке, но и в сфере конечного потребления.
декабрь 2010 - февраль 2011, СПб.
Полный текст анализа итогов развития молодой (двадцатилетней) отрасли ингредиентов и пищевых добавок представлен ниже