Понедельник, 25.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Статья: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. Концептуальная часть: МЕНЕДЖМЕНТ-ФОРСАЙТ 2030 - 2050. Владислав Евгеньевич Зеленский / новая индустриализация / инженерное дело / высокие технологии / развитие промышленности / форсайт 2030 вызовы россии / форсайт 2030 / форсайт 2050 / экономика и развитие страны /

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
и
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Менеджмент-форсайт
2030-2050
(полная редакция статьи)

 


УДК 33. + 62. + 66.0 + 658.3 + 930.85

В.Е. Зеленский Доктор-Инженер, Канд. техн. наук

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт ( Технический Университет )
Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Виртуальный Музей Инженерных Войск Sapper-Museum
Союз Производителей Пищевых Ингредиентов
ЗАО "Гиорд"

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Концептуальная часть: менеджмент-форсайт 2030-2050


Вызовы времени на пути развития промышленности, экономики и страны

решение технических задач сегодня осуществимо только при условии преодоления
тотального институционального и экономико-политического кризиса
коллапс государственности, экономики и промышленности рф
обусловлен некомпетентностью советского поколения госпартаппаратчиков
попытка новой индустриализации и перехода к высоким технологиям - абсолютно провалены
стране требуется радикальная смена управленческих кадров, политических ориентиров
экономической политики и методологических подходов
(в работе рассмотрены вопросы преодоления нормативного идейно-сущностного кризиса общества и выхода на волну устойчивого развития)


Редакция: май 2020 / 2014 / актуализация 2024


« Наука, образование, промышленность -
это три великие силы цивилизации »
Д.И. Менделеев


ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ 2020-2030

«Сегодня мы обладаем тем, о чем наши предки несколько сотен лет назад не могли и мечтать. Зачастую людям кажется, что основными вещами, изменившими мир, стали компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Но если вдуматься, все перечисленное – лишь следствие еще больших и гораздо более ранних перемен. Последние были обусловлены именно переходом человечества в век знания и науки, и случилось это тогда, когда качественное образование стало доступным для всех. Множество образованных людей сообща могут достичь гораздо большего – просто творить чудеса. Времена, когда образование было привилегией избранных, закончились. Образование приобрело неоценимое значение в современном обществе, в наше время, когда добавленная стоимость создается при помощи ума – у людей возрастает потребность учиться всю жизнь. Мы можем гордиться тем, что являемся частью просвещенного мира. Многие поздно начали, но не отстали. Европейские подходы в системе образования росли и совершенствовались несколько веков, став фундаментом того, что мы имеем сегодня»
Директор Фонда поддержки обмена в области образования при
Министерстве образования и науки
Д. Ш.


Действительно, "чудеса" плотно входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Порой это вызывает удивление – но удивляться не чему. За "чудесами" стоит огромный труд человека, коллектива, вся база цивилизационных знаний, история человечества, науки, инженерного дела. На пороге третьего десятилетия XXI века МИР переходит в совершенно иное состояние – по духу, содержанию и качеству. Даже классическая индустриальная экономика преобразуется в экономику наукоемких и высоких технологий, систему постоянного внедрения изменений и научных достижений. Скорость цивилизационных и технических трансформаций неуклонно растет, совершив глобальный охват Мира. Трудно уже представить какую-либо сферу деятельности, которой не коснулись бы эти изменения. Особую значимость эти видоизменения приобретают в сфере стратегического развития, управления, разработки товаров и услуг, самого производства. Затрагивая практически все сферы жизни человека и его труда, инновации приводят к фактической реализации концепции устойчивого развития и постоянных улучшений. Взгляд в будущее, как и анализ текущей проблематики - свидетельствуют о глобальности развернувшихся изменений, всеобъемлющей потребности в знаниях, в широте точек их приложения. С одной стороны – востребован и простой труд, но с другой стороны – и он уже требует не только узких трудовых навыков и подготовки, но и значительной технологизации самой трудовой деятельности, все более растущего профессионализма, образовательного уровня, широких компетенций, цивилизационных знаний. Свершившийся факт – сегодня многие зарубежные и отечественные специалисты способны творить чудеса, но порядок этих чудес зависит не только от гениальности, предпринимательского чутья, образованности и компетентности, поставленной общественной, научной или государственной задачи. Многое определяет атмосфера среды и возможности субъектов деятельности – состоится ли рукотворное чудо. Проблема в запросе – техническом, проектном, экономическом, социальном, государственном. Истинный запрос и есть точка приложения энергии человека, в которой мотивационно реализуется творческий и профессиональный потенциал. Исходя из этого – еще большие требования следует предъявлять к системе целеполагания и управления, к высшему звену, руководителям, специалистам, сотрудникам.

Ход истории бросил нам целый ряд вызовов! Именно здесь коренятся многие первопричины постигших нас бед. Для понимания сути сложившегося положения дел остановимся на рассмотрении основных исторических вех отечественной промышленности и экономики:
• становление и развитие мануфактурной промышленности: первая четверть - середина XIX века;
• формирование нового производственного уклада, переход от кустарного и мануфактурного к промышленному производству, строительство крупных предприятий: конец XIX века;
• создание теории процессного инжиниринга (теории проектирования, расчета и конструирования основных процессов и аппаратов физических, химических и смежных технологий): вторая половина XIX века (СПб, Практический Технологический Институт, А.К. Крупский 1880 - 1909 год);
• зарождение отечественного отраслевого машиностроения: начало XX века;
• индустриализация - бурный рост промышленности и производства: начало XX века;
• уничтожение государственности, системы образования и класса специалистов, остановка и развал промышленности, эмиграция, террор, репрессии: с конца 1917 года;
• формирование новой (советской) системы организации и управления: 1920-30-е годы;
• вторая (советская) индустриализация, формирование самостоятельной отрасли среднего машиностроения, в т.ч. пищевого и химического: к 1940-м годам;
• формирование нового класса инженерно-технических специалистов: 1930-80-е годы;
• новый расцвет отраслевой промышленности и машиностроения: 1960-80-е годы
• экономический и политический коллапс советской системы: 1970-90-е годы;
• глубокий внутренний кризис государственности, экономики, промышленности, системы образования, методов управления, кадров, кризис совокупного качества товаров и услуг: 1991-2020 и в ближайшие десятилетия;
• деиндустриализация, переход в критическую зону по исчерпанию мощностей и возможностей производственно-технологических ресурсов и по изношенности основных фондов, рост количественных показателей аварийности и разрушения технических систем: 1992-2020 и в ближайшие десятилетия;
• подъем экономики, рост инвестиций в пищевую промышленность, отрасль строительных материалов, в полиграфию, в строительную и бытовую химию, в ряд сервисных отраслей и сборочных производств, некоторые улучшения в межотраслевом машиностроении: 1994-2008 годы;
• внедрение новых технологий, оборудования, комплексов автоматизации, IT, систем менеджмента качества: рубеж XX и XXI веков;
• олигархат и монополизация, рейдерство, строительство госкапитализма и реинкарнация элементов тоталитарного советизма, неэффективное использование бюджетных средств, извращение юриспруденции и права, крушение пост-советской правовой системы, препятствие развитию самоорганизующихся общественно-деловых социальных и отраслевых институтов, девальвация символов и знаков новой Российской государственности путем их самоосквернения и маргинализации, искажение и фальсификация истории, реваншизм, изоляционизм, провокации, подстрекательство, фейки, троллинг, травля, клоачная маргинализация самой рф и ее социума: 1996-1999-2000-2014-2020 годы и в ближайшие десятилетия;
• существенное волновое усиление деградационных процессов, отрицательная кадровая селекция, радикальное изгнание профессионализма, укрепление позиций некомпетентности, лживость, фальсификации, плагиат, фальшивые и подложные репутации, необоснованные должностные позиции (занимаемые лицами без реальных компетенций, квалификаций, образований, опыта), усиление деиндустриализации, хроническое ступенчатое падение экономики, ступор моделей развития, провал попытки новой индустриализации 2011-13 годов и высокотехнологичного лидирования, отрицательный мультипликатор, тотальный кризис и демонтаж институций: 1994-1998-2008-2012-2014-2020 и в ближайшие десятилетия.

С конца XX века важнейшим актором является развитие мировой цивилизации и ее влияние на глобальную экономику и мировое разделения труда. На данный момент (весна 2020) совокупную экономико-политическую классификацию стран можно представить следующим образом (© В.Е. Зеленский 2020):
1 уровень – мировые лидеры (Большая Семерка G7);
2 уровень – развитые (35-50 стран по разным классификациям ООН и МВФ);
3 уровень – развивающиеся лидеры (институциализированные, приход инвестиций и реализация программ индустриализации);
4 уровень – развивающиеся (в том числе СССР до 1992 по классификации МВФ);
5 уровень – слаборазвитые (в том числе некоторые из стран СНГ по классификации МВФ);
6 уровень – деградирующие (в силу политических и экономических причин, военных конфликтов);
7 уровень – бедные (наименее развитые страны с реализуемыми программами развития);
8 уровень – беднейшие (наименее развитые страны с активной и динамичной нестабильностью);
9 уровень – подсанкционные изгои.
К последней группе относятся страны с разрушенной и утраченной исторической государственностью - режимы с трансформировавшейся ортодоксальной люмпен-большевистской тоталитарно-бандленинской агрессивной маргинальной идеологией (китай, рф, иран, кндр, ряд других). Современный многополярный Мир по своей сути все-равно остается двуполярным: мир Цивилизации и мир Зла. Отдельно необходимо упомянуть и о Большой Двадцатке (G20). Присутствие рф в этом клубе стран носит скорее формальный характер, чем экономический и обусловлено территориальными размерами, географическим положением, современными культурно-экологическими факторами. В ближайшее время в Большой Двадцатке должно появиться совместное представительство Малайзия-Сингапур, а рф – должна занять свое место 21-го ассоциированного члена-наблюдателя (или исключена совсем).

Анализ действительности рф (2020) позволяет сделать следующие выводы. Заведомо ложные цели и приоритеты не находят отклика у субъектов экономической деятельности, за исключением структур и лиц, заинтересованных в доступе к бюджетным фондам, в показной профанации и квасном популизме-патриотизме. Провалы наблюдаются по всем направлениям – от никому не нужных национальных и гостехпроектов – до неудач и ошибок в производственной и предпринимательской среде. Разумеется, без просчетов отечественный бизнес обойтись не может, это детские болезни и ошибки молодости на историческом пути становления рыночной экономики - третья попытка. Что же касается регулирования процесса и глобальных задач – здесь все намного хуже. Продемонстрированные чиновничьим аппаратом подходы свидетельствуют о полной некомпетентности и непрофессионализме, отсутствии перспективного видения, целенаправленном отказе от знаний, опыта, экспертизы, умышленном отрицательном целеполагании, корыстном использовании всех ресурсов. Вполне резонно в таких условиях ожидать только ухудшения экономической ситуации, что и происходит в реальности и еще будет продолжаться в ближайшие десятилетия. Существенный урон развитию страны и промышленности наносит именно подрывной менеджмент, реализуемый аппаратичками советского формирования и молодыми так называемыми управленцами - лицами с неадекватным и уже устаревшим "современным" формальным книжным "менеджерским" образованием, с сознанием, далеким от понимания сути технологий (физических, химических, механических, биологических, гуманитарных и иных), не представляющих реальные системы и механизмы производственной, исследовательской, внедренческой, государственной и предпринимательской деятельности! Это опаснейший вызов нашего времени!

Производство - это потребитель и его запросы, соответствующий продукт, технологии, техника, кадры, объемы. Инновации – это еще большее удовлетворение нужд потребителя и социума, системность, компетентность, профессионализм, устойчивое развитие. Способна ли рф к классической индустриальной и высокотехнологичной инновационной деятельности? Ответ – НЕТ. Благие потуги модернизации и промышленного роста, попытки создания новой модели экономики 2009-2013 годов провалились, так и не стартовав в заданном направлении. Даже начавшийся диалог был зажеван, а фактические меры не то что забуксовали, а целенаправленно были поставлены на холостой ход в замедленном режиме, были реализованы прямые меры сдерживания и препятствия развитию. В сложившихся в рф условиях, о чем не раз говорилось в предыдущих публикациях, невозможно обеспечить прорыв по так называемым отдельным приоритетным направлениям, а также и по направлениям классических высоких технологий. Прорывы невозможно обеспечить даже в классических индустриальных направлениях - имея общий низкий уровень развития менеджмента, техники, технологий, образования, кадрового обеспечения. На многих предприятиях еще активно работают отделы НИР-НИОКР (R&D) по созданию новых видов продукции, но их доля снижается, компании постоянно сталкиваются с новыми факторами кризиса экономики, ограничительными механизмами, падением рынка и стагнацией, ломкой продуктовых трендов, снижением покупательной способности. Образовавшаяся совокупность проблем сдерживает развитие индустриальных и высоких отраслей, сдерживает приход инвестиций и само понимание необходимости прогрессивных изменений, улучшений, смены подходов, моделей, укладов. Совершенно иные принципы организации промышленности демонстрируют мировые игроки индустриального и инновационного высокотехнологичного секторов экономики (Америка, Европа, Азия, Новые индустриальные страны). Характерной чертой этой группы является неразрывное развитие многоукладной промышленности и различных физических, химических, биологических и иных естественных и прикладных наук, совершенствование эксплуатационного инжиниринга, использование комплекса экономических и гуманитарных знаний. Именно взаимная неотделимость, многостороннее развитие, тесная связь знаний и обмен опытом в различных направлениях техники и технологии – составляют основу экономики, куют ее потенциал будущего. Такой подход вывел Россию в пятерку мировых лидеров начала XX века, к нему стремился приблизиться и СССР. Утрата этого единства – есть одна из головных проблем экономики рф. Нужно признать, что ни в XX, ни в XXI веке – невозможно построить эффективное натуральное хозяйство на отдельно взятой отгороженной колючей проволокой территории. Также невозможно построить эффективное хозяйство, отбросив все базовые составляющие и делая упор исключительно на узкий круг технологий по так называемым приоритетным направлениям. Это очередная ложна идеологема и ошибка подрывного менеджмента. Логичный процесс встраивания рф в мировое экономическое пространство, масштабы производственной деятельности, экономическая свобода, здоровая конкуренция и климат предпринимательства, благоприятные условия развития и ведения бизнеса, минимум ограничителей – залог успеха и процветания. Но мы не видим движения в этом направлении. Мы видим тотальный регресс. Задач развития в рф – НЕТ! Базы развития в рф - НЕТ! Это вторые вызовы современности, брошенные нашей стране, социуму, промышленности, профессиональному сообществу. В болотной среде – розарий не создать, не будет - "саду цвесть". Именно сегодня необходимо преодолеть эти вызовы времени, сформировать базу устойчивого развития промышленности, экономики, общества, страны!

Обрабатывающая промышленность – основа промышленного производства и драйвер экономического роста, системных и инновационных изменений. В структуре общего промышленного производства мировых лидеров она составляет 85 - 90 %, остальное – энергетика и добывающий комплекс. В рф доля обрабатывающей промышленности в общем объеме производства упала с 67 % до 50 % (1990-2019), доля экспортной выручки сократилась с 54 % до 28 % (1990-2010) и упала до 19 % (2019). На начало 2020 года страна продолжает проваливаться по всем рейтингам промышленной конкурентоспособности. Износ основных фондов достигает 60 - 80 %. Наличествует профанационно-имитационная, ущербная и деструктивная деятельность, корыстное и холостое расходование бюджетных средств: Роснано, Ростех, Росинжиниринг, Сколково, Газпром, Росфнеть и др. (обоснованное оценочное суждение). Преобладают негативные сценарии развития промышленности (В.В. Ивантер 2005; Б.Н. Кузык 2005, 2008, 2009; Д.Р. Белоусов и И.Э. Фролов 2008; Б.Г. Преображенский 2015; BCG 2017; В.Л. Иноземцев 2018; И.А Николаев 2019; РАНХИГС 2019; В.В. Доржиева 2019; С.В. Алексашенко 2020; В.Д. Соловей 2020; Г.А. Явлинский 2020). В ряде аналитических обзоров перспектив и форсайтов категория "промышленное производство" просто отсутствует как таковая (Антал-аналитик 2017 и 2018, Атлас новых профессий Сколково 2014 и 2015). Доля трудоспособного населения различных секторов экономики, которое работает не по специальности, достигает 55 – 75 % (Росстат 2013). По данным HH.ru (28.06.2018) только 30 % специалистов с высшим и средним образованием работают по специальности или в смежных направлениях. По данным HH.ru (02.09.2019) только 41 % лиц с высшим образованием работает по специальности или в смежных направлениях. Повсеместно отмечена низкая оплата труда. По данным исследований РАНХИГС (сентябрь 2019) к 2030 году 45,5 % компетенций работников и служащих будут не актуальны для экономики так называемого "будущего". Общий уровень образования и цивилизованности населения рф – крайне низкий. У подавляющего большинства трудовых ресурсов отсутствуют знания, опыт, мотивация. Только 11 % трудоспособного населения имеют образование высокого качества, 34 % – выше среднего. По данным SuperJob.ru (01.06.2018) доля умственного труда в рф составляет менее 17 %. В стране самым неэффективным способом используются ключевые ресурсы – национальный капитал и высокопрофессиональные кадры. Основной сценарий рф – падение экономики и резкое ухудшение социально-экономического положения страны, утрата конкурентоспособности, стагнация рынка труда, люмпенизация высококвалифицированных категорий, массовая безработица всех категорий профессиональных квалификаций. Деградационные процессы последних лет – налицо. Это очередной серьезный вызов нашему будущему!!! Острейшие проблемы промышленности и экономики страны видны невооруженным глазом:
- деиндустриализация, отсутствие идей развития, ставки на имитационные пузыри;
- структурные несоответствия и коллапс рынка труда, крах системы подготовки кадров;
- отсутствие перспектив, безысходность, безнадежность. БУДУЩЕЕ УБИТО!


Отечественный промышленный и научно-технологический комплекс находится в кризисе, демонстрирует глубочайший слом и слабость, имеет невостребованный потенциал достижений и возможностей, имеет проблемы качества и ограниченности рынков сбыта. В ряде случаев уже невозможно воспроизвести технологии середины – конца XX века. Отечественное машиностроение утратило репутацию, международные рынки, теряет объемы на фоне деиндустриализации страны. Еле жива индустрия точной механики и оптики – и то, только за счет усеченного вхождения в ВПК. Провалены многие классические направления высоких технологий: авиастроение, космос, биологическая и генная инженерия, технологии физических явлений и тонкого химического синтеза, робототехника и электроника, военные технологии. Практически уничтожены высокотехнологичная тоннажная химическая и микробиологическая промышленность, малотоннажная химия, химико-фармацевтическая промышленность и смежные отрасли. По имеющейся статистике отечественная пищевая промышленность в целом не в состоянии полностью обеспечить потребности народов ни в ближайшее время, ни в перспективном будущем. Промышленностью и бизнесом не востребованы знания и компетенции, имеет место спрос на узкий ограниченный функционал и опыт, не находят спроса - профессионализм высоких квалификационных уровней, широкие компетенции, экспертиза и консалтинг. В промышленности так и не получила распространения концепция R&D-идеологии (В.Е. Зеленский 2011/2013), в стране отсутствует промышленная база, способная потреблять знания и создавать на их основе инновации и абсолютно новую продукцию (Г.Б. Коровин 2014), в высших эшелонах отсутствуют потребители научных трудов РАН и отечественной экономической мысли, имеют место перекосы информатизации (Б.В. Дроздов 2015) и увлечения новомодными инструментами и "панацеями" в области общего менеджмента, качества, управления персоналом (В.А. Лапидус 2008/2010). Локальное внутреннее развитие и модернизация, внедрение изменений, разработка продукции, обновление технологий, новые решения по аппаратурному оформлению технологических процессов, само обновление фондов - происходят слишком медленно, не говоря о переходе к новой индустриализации и более высоким уровням технологических укладов.

Итогом последних 20 лет является деградация промышленности, экономики и страны, утрата конкурентных преимуществ, падение рентабельности, и как следствие – наступает разорение бизнесов и предприятий. Мы находимся в замкнутом круге: недостаток профессионализма, экономическая неэффективность, нищенская оплата труда, отсутствие мотивации, низкая производительность труда, новый дефицит кадров, профессионализма, опыта – являются причиной нижайшего качества отечественной продукции различных отраслей. Процессы деиндустриализации еще более сокращают спрос на кадры категории "знания" и приводят к неэффективности экономики, разрушению системы образования, которая и так продолжает готовить специалистов прошлой эпохи для уже несуществующей промышленности и страны. Система подготовки кадров, даже несмотря на реформы и видоизменения фактически осталась прежней – каковой она была в 1980-е годы, хотя прошло уже 40 лет – а это целая эпоха, если вспоминать даже советские пятилетки (маленькие эпохи регулярных перемен)! Можно констатировать, что система образования уже погибла. Имеет место катастрофическое несовпадение открывающихся вакансий с размещенными резюме. Отсутствуют кадры, удовлетворяющие бизнес и промышленность. Нехватка специалистов и их низкий уровень подготовки сопровождается отсутствием спроса на специалистов высших квалификаций, что обусловлено искаженным видением кадровых вопросов незрелыми представителями бизнеса, некомпетентными и низкоквалифицированными госпартаппаратчиками советской и постсоветской эпохи. Ситуация отягчается узостью взглядов, глубоким невежеством, формализмом, профанацией, лже-компетенциями, плагиатом и ложью, преступной идеологией нео-советизма, засильем советской аппаратной и силовой бюрократии как в промышленной, так и предпринимательской среде. Ситуация выглядит даже хуже, чем во времена большевистской комиссарщины и эпохи строительства советского государства с ее тоталитарной индустриализацией, реализуемой приказчиками-политруками всех мастей. Положение дел много хуже периода развитого социализма. Современная слабая система подготовки кадров и повышения квалификации, узкий профессионализм и цивилизационное невежество, сегрегация "элит", торможение экономики, политическая маргинальность, близорукость и инфантилизм бизнеса – откладывают решение насущных проблем. Даже в советское время в стране был недостаточный выпуск специалистов по ряду сложных профессий и специальностей, что было обусловлено неадекватным подходом к организации и управлению, однако в настоящее время, даже тот мизер сложных специальностей что есть – не находит спроса и применения. Опять – мы имеем замкнутый круг. Анализ действительности свидетельствует, что в настоящее время в рф – творить чудеса и обеспечивать реальную материализацию и экономическую эффективность инновационных концепций и бизнес-идей – способны лишь высшие квалификационные категории и многоопытные профессионалы инженерно-технологического мастерства или экономико-гуманитарных знаний. Труднейшая и провальная, выходит, задача стоит перед молодым поколением, а ведь именно им – инженерам, ученым, специалистам, предпринимателям – создавать новый промышленный, интеллектуальный и экономический потенциал страны в XXI веке!

Констатируя широкий ряд проблем – можно прийти к выводу и обозначить ключевые вызовы времени - выдвинутые промышленности, экономике, социуму, стране:
• разрушение государственности, формирование компрадорства;
• крах международного сотрудничества, утрата доверия и исторического уважения к рф;
• внутренний кризис системы управления и целеполагания, отсутствие доверия;
• антиправовой коллапс, тотальная делигитимация;
• кризис экономики, промышленности, предпринимательства;
• кризис качества, структуры потребления, надлежащей производственной практики;
• кризис кадров, образования, квалификаций;
• социальное неравенство, экономическое расслоение, окукливание страт;
• кризис идей, примитивизм, клоачная деградация и маргинализация социума;
• нигилистическая сущность.


Это очень сильные вызовы, можно даже сказать смертельно опасные. Именно этим и объясняется отсутствие запроса на развитие, в нем нет нужды. Ресурсы захвачены, остальное требует труда. Хлопоты просто не нужны, труд не нужен, не нужно мыслить и творить, не нужно напрягаться. Ситуация даже сложнее, чем в советский период, когда все-таки существовал запрос на созидание. Сегодня главная задача - утолять вечный голод люмпена - потреблять, жрать, присваивать и воровать, грабить и обдирать, терроризировать и убивать, снова захватывать мир, насаждать маргинальную идеологию, запугивать, прибирать плохо лежащее, требовать необоснованного признания и уважения... Но главное - упиваться своим восхождением люмпена в князи, торжествовать над миром, наслаждаться захваченной властью, царствовать и рядиться в величие, испуская зловонные миазмы и нечистоты, праздновать праздность, неуемно заглатывать в три - четыре горла и набивать мошну: заводы, предприятия, дворцы, яхты, самолеты, земли, квартиры, медальки, лакшери приблуды, объедаться пока не треснет рыло или его не раздует от ботокса... Никто и ничто не нужно, все имеется в нужном достатке и дает возможность реализовывать свою личную быдло-модель поведения в отгороженном стойле. Это противостояние Миру, Цивилизации, Народам. Только внутренний запрос современного человека-творца вне зависимости от сути и вида его труда, желание быть человеком, желание быть современным и цивилизованным человеком - может дать отпор этому вселенскому люмпен-комиссарскому и пост-советскому свинству.

Динамика изменений последних десятилетий показывает, что рф - абсолютный антипод России и даже СССР, это антицивилизационный проект и даже не ленинско-большевистская советская утопия. Наличие созидательного запроса, востребованность профессионализма, сама субъектность - вели страну по пути эволюции и цивилизации. В противоположность рф в России – развитием промышленности, государственным строительством, подготовкой кадров, образованием, частично экономикой и социальной службой занимались профессионалы: инженеры и ученые. Никак не жандармы! Следует подчеркнуть, что практика назначения люда Тайной канцелярии показала свою бесперспективность еще в период конца Вторых Петровских реформ 1715-40 годов и была полностью отвергнута в последующем. Целенаправленная государственная политика в области образования XIX – XX веков, особенно в сфере подготовки технических кадров высшего и среднего звена – позволила достичь удивительных результатов: « … уже между 1904 и 1914 годами вместе с США Россия стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию. Что впоследствии и стало основой, так называемых, советских успехов в науке и технике… » (Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи.- 2009). Промышленность Императорской России в конце XIX – начале XX века характеризовало формирование новых индустриальных высокотехнологичных (на тот момент) производств, появление новых отраслей, рост масштабов производства, теснейшая связь с наукой и системой образования, реальное конкурентное импортозамещение, колоссальная потребность в инженерных и рабочих кадрах. В стране были созданы уникальные учебные заведения различного уровня: от реальных и технических училищ – до Технологических и Политехнических институтов, Академий и Университетов. Покровительство наукам и прикладным исследованиям процветало со стороны государства и класса предпринимателей. Шло строительство крупных промышленных предприятий, в том числе крупных заводов и фабрик с зарубежным капиталом, осваивались природные ресурсы на удаленных территориях, железные дороги стали вторыми в мире по протяженности (после Германии), появились первые 75 гидроэлектростанций (1857-1916), полным ходом реализовывалась программа строительства крупных энергетических мощностей по всей стране. Уже в начале XX века порядка 50 % технологического оборудования и средств производства, используемых в обрабатывающей промышленности, производилось внутри страны – артелями, мануфактурами, фабриками и заводами, и только около трети ввозилось из-за рубежа. Как мы видим – организации производств, решению технических задач предшествовал глубинный запрос на всестороннее развитие и большой кропотливый труд.

Решение технических задач сегодня осуществимо только при условии преодоления нормативного идейно-сущностного институционального и экономико-политического кризиса!

Требуется радикальная смена управленческих кадров, политических ориентиров, экономической политики и методологических подходов!

Необходимо полное переформатирование обнуленной действительности!

Кардинальная задача – новая индустриальная политика!

В этом контексте методологически обоснованным выглядит подход И.Б. Чубайса (брат), основанный на проведении глубокой десоветизации рф, созыве нового Учредительного Собрания в целях переучреждения России и возвращения легитимности, утраченных в январе 1918 года. Именно такой путь может способствовать и кадровым изменениям, и развороту к развитию страны, экономики, науки, промышленности. Концепции ре-индустриализации, нео-индустриализации и новой индустриализации подробно освещены в сети (С.С. Губанов 2013, Б.В. Дроздов 2014/2017, В.Н. Кульков 2015, В.Т. Рязанов 2017, В.Н. Княгинин 2017, Г.И. Идрисов 2018, J’son & Partners Consulting 2018, другие). Однако, представляется, что данные программы и разработки, не учитывают реальные возможности экономики и промышленности, имеют слабую связь с потребностями рынка и излишне ориентированы на сложившиеся монополистичные государственно-промышленные коррумпированные кланы. Для запуска проекта переформатирования большее значение имеет идейно-сущностное наполнение, программы этапной трансформации, методологической основой которых могут выступать рекомендации и принципы ООН и ИСО по устойчивому развитию систем. В случае реализации негативного сценария: отсутствие необходимой трансформации и изменений, развитие узкого перечня так называемых приоритетных направлений – рф ждет полная утрата технического, промышленного и интеллектуального потенциала. В таком случае - ничего уже больше не будет, наступит новая геополитическая катастрофа, многократно превышающая катастрофы 1917 и 1991 года вместе взятые. Целью настоящего менеджмент-форсайта (личного профессионального управленческого видения действительности и необходимых изменений для перспективного будущего) является акцентирование негативных аспектов влияния Духа Времени рф на промышленность и перспективы ее развития, стратегическую и тактическую деятельность, оперативное решение технико-технологических задач. Наиболее четко отрицательное влияние вызовов времени проявляется в следующих направлениях: 1 - вызовы Технологиям, 2 - вызовы Качеству, 3 - вызовы Экономическому мышлению и сознанию, 4 - вызовы Профессиональным ресурсам. В дополнительных частях настоящей работы рассмотрены частные вызовы по указанным блокам, представлены шаги и программы преодоления кризиса, определены векторы магистрального пути выхода на волну устойчивого развития промышленности. Поскольку, вопрос кадровой политики, квалификаций, зон ответственности и компетенций представляется исторически ключевым, а тем более, что ставится кардинальная задача перехода к новой индустриализации - то последнему направлению посвящена специальная развернутая статья, описывающая проблематику, подходы, кадровою систему, дорожную карту и модель реализации.



Продолжение - Часть 1: Технологии

Продолжение - Часть 2: Качество и промышленность

Продолжение - Часть 3: Политика, экономика и невежество

Кадровое обеспечение высоких и наукоемких технологий

крах новой индустриализации 2023

крах системы образования 2024



Концептуальная часть статьи написана в марте - мае 2020 / актуализация 2024
Материал основан на тезисах 2014/2015 с доп. и изм.
Первичный текст статьи был опубликован в ноябре 2014
Отдельные положения вошли в публикации 2012-14 годов

© 2014 - 2024 Владислав Евгеньевич Зеленский
© 2014 - 2024 Dr. Wladyslaw-Eugen Zielenski




История инженерного дела в России

Исторические аспекты и перспективы 2013

Кадровое обеспечение высоких технологий

Инженер XXI века: производственный и технологический форсайт

Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт

Преграды на пути инноваций

Парадигма новой индустриализации






Сайт: www.Zielenski.narod.ru

обратно к статьям

консалтинг


Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz