Четверг, 27.04.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Статья: Технические задачи и вызовы времен. Часть 2: Качество / вызовы времени и технические задачи / экономика / техническое регулирование и стандартизация / вызовы времени и качество / вызовы 2015 / вызовы времени и экономика промышленности / качество /

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
и
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Часть 2. Качество
(полная редакция статьи)

 


УДК 62. + 66.0 + 658.3 + 930.85

В.Е. Зеленский Доктор-Инженер, Канд. техн. наук

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт ( Технический Университет )
Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Виртуальный Музей Инженерных Войск Sapper-Museum
Союз Производителей Пищевых Ингредиентов
ЗАО "Гиорд"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Часть 2. Качество
(полная авторская редакция статьи)


Качество

(наступило время, когда стало невозможно решать технические задачи, не решив других – институциональных и экономико-политических)


август - октябрь 2014 / 2015


ВСЕОБЩЕЕ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
ДОЛЖНО СТАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!!!


В последние годы почему-то забыта "Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг" (1998), в основу которой положено устойчивое развитие отечественной экономики и ее интеграции в глобальную мировую экономику. Главный тезис Концепции: "Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей" – понят и принят лишь незначительной частью общества. Это не работает все последние 15 лет. Экономика буксует... А ведь именно тогда – впервые в истории нашей страны был создан документ, в котором осуществлена попытка сформировать перспективные цели всего общества в области качества и хозяйственной деятельности различных субъектов экономики, во главу угла был поставлен – человек и его потребности! В послании Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к Федеральному Собранию (март 1999) подчеркивалось, что повышение конкурентоспособности российской экономики является основным смыслом развития страны, главной идеей ее вхождения в XXI век. Однако практических действий со стороны руководителей государства в этом направлении не последовало... Сегодня некоторые подсчитывают убытки от перехода соседей на новый уклад экономики, на новые принципы технического регулирования, стандартов и качества. Но, сколько будет стоить это нам – если МЫ сами на них не перейдем!?! Почему-то таких оценок нет. Наоборот – слышны призывы перекрасившихся и замаскировавшихся люмпен-комиссаров и парт-инструкторов о выходе из ВТО и о введении госрегулирования цен на продовольствие, о введении запретов всего и вся, об одобрении мракобесия, невежества и ханжества. Мы балансируем над пропастью! И это очередной вызов времени!

Мониторинг ситуации экономистами в 2014 году свидетельствует, что в стране отсутствуют государственные механизмы повышения заинтересованности производителей в деятельности по управлению качеством; ситуация говорит о наличии государственных механизмов, препятствующих появлению такой заинтересованности! В стране не хватает капитала, технологий, широкого спектра кадров, самой производственной базы и главное – атмосферы созидательного социально-экономического запроса. Есть пустые лозунги и профанация... И о каком импортозамещении тогда сегодня идет речь? Это скорее воспроизводство совкового ширпотреба нижайшего качества. К тому же, по имеющейся статистике и оценке специалистов (2012), отечественная промышленность в целом, как и ее пищевая индустрия и агро-сектор – не в состоянии полностью обеспечить потребности населения товарами ни в ближайшее время, ни в перспективном будущем!!! Ситуация утраты потенциала, знаний, исследовательских школ, производственных баз – усугублена еще и до сих пор не измененным менталитетом и неизжитой косностью прежних люмпен-большевистских социально-негативных установок. Важно отметить, что масштабы и темпы развития промышленности в мире определяются не готовностью отдельной экономики к изменениям и освоению инвестиций, а скоростью прогресса и скоростью изменения потребительского рынка. В сложившихся в РФ условиях, о чем не раз говорилось в предыдущих публикациях – невозможно обеспечить прорыв по так называемым отдельным приоритетным направлениям, имея общий низкий уровень развития образования и подготовки кадров, техники и технологий, системы технического регулирования и общего менеджмента. При таком подходе даже трудно вести речь о простом использовании чужих разработок и прямом заимствовании технологических решений. Поскольку инноватика – неотъемлемое одновременное развитие комплекса технических, гуманитарных и естественных наук, прикладных сервисов и воспроизводства знаний, то образовавшаяся совокупность проблем, в том числе и экономических – сдерживает как фактическое развитие промышленности, так и само понимание необходимости смены подходов и уклада, и как следствие – задерживает приход инвестиций. И это есть очередной самый серьезный и опасный вызов времени!

Не секрет, что техническое регулирование может быть и двигателем инноваций, и тормозом – о чем неоднократно говорилось специалистами: "новые, в кавычках, регламенты воспроизводят старые проблемы, поскольку прежняя нормативная база не адаптирована к условиям рыночной экономики". Разработка нежизнеспособных и профанационных технических регламентов так называемого таможенного союза, новых компиляционных межгосударственных и национальных стандартов – создается на основе заведомо неработающей конструкции, в чем мы уже убеждаемся ежедневно последние несколько лет. Советская система стандартов рухнула, она мертва! На данный момент невозможно обеспечить обновление документальной базы ежегодно на 10-15 % по всем отраслям. Стандарты 2000-2010 годов уже морально устарели, а это только 3-5 % всей документальной базы. Для надлежащей реализации проектов по разработке новых стандартов – нет должного количества профильных организаций, нет должного количества квалифицированных и опытных кадров, нет базы и времени для наработки опыта и выверки формулировок. В тоже время – международные стандарты находятся в постоянном совершенствовании, доработке – это реально "живой" механизм, а компетентность специалистов, создавших эти системы, не вызывает сомнений. Между прочим, к созданию стандартов системы ISO приложили руку и российские, и советские ученые. Так почему же столь проблематичен переход к международным стандартам? Абсолютно непонятно... Точнее – наоборот, все понятно… Сегодня главным инструментом экономического и технического регулирования выступает единственный и относительно знакомый глубоко-некомпетентным властям способ: фиксация советских "достижений" и мерило всего и вся на основе так называемой доказательной базы советских государственных стандартов. Но эта недееспособная система, внедряемая как основа регуляторной деятельности в рамках так называемого таможенного союза (или теперь с 2015 года – евро-азиатского экономического союза), надолго фиксирует техническую отсталость еще развивающихся отраслей промышленности и омертвляет их – снижая совокупные конкурентоспособность и качество продукции. В этом "экономическом" "союзе" куда больше политики, чем экономики… Точнее лже-политики и попытки собрать нью-сссрию под лозунгом единой эффективной экономики стран-участников. Только эти попытки уже терпят крах по результатам своей деятельности 2011-14 годов, они несут экономические убытки и политический ущерб.

"… РФ сегодня преисполнена желанием подчинить себе Украину. Вполне очевидно, что суть этого союза заключается в попытке подчинить одну за другой еще независимые сегодня постсоветские страны. Перспективы РФ во главе Евразийского союза – это фикция. И этот союз распадется – по экономическим, политическим, социальным и персональным причинам. В результате, он лишь приведет к нарастающей неготовности РФ встретить расширение Китая в Центральной Азии. Поскольку понятно, что Украина и Россия философски и культурно являются частью Европы, то в будущем более близкие украинско-европейские отношения откроют путь для выстраивания более близких российско-европейских взаимоотношений. Интеграция РФ в Европу – намного более перспективное будущее, чем вариант, когда она останется изолированной и зажатой между Европой и Китаем, который все больше наращивает свою мировую мощь и имеет территориальные претензии …" Нельзя не согласиться с оценками, данными Доктором Збигневом Бжезинским – признанным мировым специалистом в политэкономических вопросах и лучшим другом России, но врагом преступного люмпен-советизма. В условиях динамичного развития мира и его экономики, усиливающегося технического и идейно-концептуального отставания РФ – то, что предлагается в рамках деятельности евро-азиатского экономического союза – является смертельным тупиком. Налаживать взаимные связи можно и по линии СНГ и по ВТО, никакие тс-ы, евразэс-ы и еаэс-ы не нужны!!! Да и перечень статей взаимодействия в рамках "союза" куда больше отводит внимания военно-техническому сотрудничеству, чем каким-либо другим направлениям… В этих вопросах – там нет ни путаниц, ни неразберихи, зато в примитивных аспектах продовольственного взаимодействия, безопасности сырья, продуктов и ингредиентов – полный хаос.

В современной экономике, где 97 % торговли регулируется номами ВТО – решающими факторами конкурентоспособности стран, отраслей и конкретных фирм становятся технологии, факторы времени, объединение финансовых, научно-технических, человеческих и иных ресурсов. В условиях глобальной мировой экономики – необходимо встраиваться в этот динамичный мир, а не отгораживаться от прогресса и цивилизации мертвыми и морально-устаревшими стандартами ушедшей в небытие эпохи. Еще вчера следовало приступить к строительству инновационной и новой индустриальной высокотехнологичной экономики, формированию структурной политики, изменению законодательства и внедрению новых инструментов и механизмов реализации инновационных задач, в том числе и в рамках международного сотрудничества и политического партнерства.

Промышленности срочно необходимы:
• Смена ложных приоритетов в проводимой экономической и внешней политике;
• Начало и продолжение фактических реформ, а не их имитация;
• Улучшение предпринимательского климата, особенно для малого и среднего бизнеса;
• Доступность инфраструктуры и формирование отраслевых промплощадок и кластерных зон;
• Реформа естественных монополий в энергетике, инфраструктурных и сервисных службах,
снижение тарифов, повышение эффективности;
• Минимизация налогов и сборов, не менее чем пятилетний мораторий на сверх-регулирование;
• Введение особой благоприятной и развивающей экономической политики в ситуации
глубокого экономического кризиса и структурного слома промышленных секторов;
• Ускоренное полное безоговорочное вхождение в ВТО и запуск инструментов конкуренции;
• Переход на международные принципы технического регулирования (законодательство,
система стандартизации, методы испытаний, научно-обоснованные методические подходы и др.);
• Отказ от системы советских и постсоветских стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ и других), использование их только в качестве дополнительного справочно-информационного материала на добровольной основе;
• Ликвидация евро-азиатского экономического союза (ЕАЭС-2015) в том виде, в каком он существует сегодня, устранение его негативных экономических последствий;
• Отмена самосанкций и ограничительного законодательного мусора;
• Пересмотр статей бюджета, снижение финансирования на силовые блоки;
• Повышение эффективности бюджетных трат, отказ от непрофильных активов и неэффективных
пропагандистских прожектов (глонасс, олимпиады, футбольные и прочие клубы, имиджевые желтушные проституточные информационно-новостные проекты и теле-параши, молодежные организации новых пионэров-шутрмовиков, красных титушек, интернет хакеров и ботов, а также иных …);
• Выстраивание экономических общественных и правовых институтов;
• Формирование культуры качества: образования, личного труда, производства, обслуживания,
потребления, парламентаризма и самоуправления.

Именно сегодня профессиональное сообщество должно выступить единым фронтом в борьбе с ретроградами, шарлатанами и экономическими невеждами. Необходимы смена управленческих кадров, анализ и замена ложных идеологем прошлого, формирование управленцев новой формации, владеющих современными технологиями целеполагания и проектирования организационно-технических структур. Устойчивое развитие России – это новое качество социально-экономических механизмов развития, иная культура и качество потребления. Повышение конкурентоспособности экономики может обеспечить лишь государственная политика ориентированная на приоритетное решение совокупных проблем качества в рамках международного партнерства и уже отработанных цивилизацией подходов!

Будущее промышленности и страны в наших руках. Дорогу осилит идущий !




« Наука, образование, промышленность - это три великие силы цивилизации »
Д.И. Менделеев




Продолжение - Часть 3: Экономика и экономическое невежество

Обратно - Часть 1: Технологии и вызовы времени

парадигма новой индустриализации


Приложение: отрицательный отзыв на проект техрегламента 2011 года



Материал опубликован в ноябре 2014
Отдельные тезисы вошли в публикации 2012-14 годов

Рекомендуемая литература:
Управленческие войны и инновации: В.А. Лапидус.- 2010
Всеобщее качество TQM в российских компаниях: В.А. Лапидус.- 2008
Менеджмент процессов организации: Й. Беккер.- 2003/2008

© 2014 - 2017 Владислав Евгеньевич Зеленский
© 2014 - 2017 Dr. Wladyslaw-Eugen Zielenski




История инженерного дела в России

Исторические аспекты и перспективы 2013

Кадровое обеспечение высоких технологий

Инженер XXI века: производственный и технологический форсайт

Процессный инжинирниг: вчера, сегодня, завтра

Вызовы времени на пути инноваций






Сайт: www.Zielenski.narod.ru

обратно к статьям

острое




Narod: -###-
создан после переезда на Ucoz
Hosted by uCoz


Яндекс.Метрика
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz