Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ Российской Федерации!!!
В последние годы почему-то забыта "Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг" (1998), в основу которой положено устойчивое развитие отечественной экономики и ее интеграции в глобальную мировую экономику. Главный тезис Концепции: "Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей" – понят и принят лишь незначительной частью общества. Это не работает все последние 20 лет. Экономика буксует и падает... А ведь именно тогда – впервые в истории нашей страны был создан документ, в котором осуществлена попытка сформировать перспективные цели всего общества в области качества и хозяйственной деятельности различных субъектов экономики, во главу угла был поставлен – человек и его потребности! В послании Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к Федеральному Собранию (март 1999) подчеркивалось, что повышение конкурентоспособности российской экономики является основным смыслом развития страны, главной идеей ее вхождения в XXI век. Однако практических действий со стороны руководителей государства в этом направлении не последовало... Сегодня некоторые подсчитывают убытки от перехода соседей на новый уклад экономики, на новые принципы технического регулирования, стандартов и качества. Но, сколько будет стоить это нам – если МЫ сами на них не перейдем!?! Почему-то таких оценок нет. Наоборот – слышны призывы перекрасившихся и замаскировавшихся люмпен-комиссаров и парт-инструкторов о выходе из ВТО и о введении госрегулирования цен на продовольствие, о введении запретов всего и вся, о введении новых жестких стандартов и норм регулирования, но при этом смакуется нарушение технологии, отступление от правильной производственной практики, некомпетентность, плагиат, нарушение патентов и авторских прав, халтура, жульничество и подлоги. Мы балансируем над пропастью!
Это очередной вызов времени!
Мониторинг ситуации последних лет и экспертные экономические оценки свидетельствуют, что в стране отсутствуют государственные механизмы повышения заинтересованности производителей в деятельности по управлению качеством; ситуация говорит о наличии государственных механизмов, препятствующих появлению такой заинтересованности! В стране не хватает капитала, технологий, широкого спектра кадров, самой производственной базы и главное – атмосферы созидательного социально-экономического запроса. Есть пустые лозунги и профанация... И о каком импортозамещении и качестве тогда может идти речь? Это скорее воспроизводство совкового ширпотреба нижайшего качества. К тому же, по имеющейся статистике и оценке специалистов отечественная промышленность в целом не способна повторить даже индустриальные технологии и продукты середины XX века! Сегодня мы имеем дело с системным нарушением структуры спроса и производства продукции, непониманием основ маркетинга, товароведения, производства, управления. Ситуация утраты потенциала, знаний, исследовательских школ, производственных баз усугублена еще и до сих пор не измененными – примитивизацией производственно-технологических подходов, люмпен-большевистским менталитетом и негативными установками в социуме. Важно отметить, что масштабы и темпы развития промышленности в мире определяются не готовностью отдельной экономики к изменениям и освоению инвестиций, а скоростью прогресса и скоростью изменения потребительского рынка. В сложившихся в рф условиях – невозможно обеспечить даже нормальное функционирование производств и эксплуатацию технических объектов. Трудно вести речь и о прямой покупке технологических решений и чужих разработок. Общий низкий уровень культуры производственной деятельности, деградировавшая система образования и подготовки кадров, отсталая и устаревшая система технического регулирования, некомпетентный менеджмент – не позволят освоить технику и технологии эффективным и результативным способом. Этому есть масса реальных примеров, когда купленная технология лишает предприятие гибкости и возможности выпускать качественную и разнообразную продукцию. Поскольку инноватика есть неотъемлемое одновременное развитие комплекса технических, гуманитарных и естественных наук, прикладных сервисов и воспроизводства знаний, то образовавшаяся совокупность проблем создает порочный круг, разорвать который способны уже только экстра-ординарные события и сам ход исторического развития прогресса и цивилизации.
Это очередной серьезный и опасный вызов времени!
Не секрет, что техническое регулирование может быть и двигателем инноваций, и тормозом – о чем неоднократно говорилось специалистами: "новые, в кавычках, регламенты воспроизводят старые проблемы, поскольку прежняя нормативная база не адаптирована к условиям рыночной экономики". Разработка нежизнеспособных и профанационных технических регламентов так называемого таможенного союза, новых компиляционных межгосударственных и национальных стандартов – создается на основе заведомо неработающей конструкции, в чем мы уже убеждаемся ежедневно последние десять лет. Советская система стандартов рухнула, она мертва! На данный момент невозможно обеспечить обновление документальной базы ежегодно на 10-15 % по всем отраслям. Стандарты 2000-2010 годов уже морально устарели, а это только 3-5 % всей документальной базы. Для надлежащей реализации проектов по разработке новых стандартов – нет должного количества профильных организаций, нет должного количества квалифицированных и опытных кадров, нет базы и времени для наработки опыта и выверки формулировок. В тоже время – международные стандарты находятся в постоянном совершенствовании, доработке – это реально "живой" механизм, а компетентность специалистов, создавших эти системы, не вызывает сомнений. Между прочим, к созданию стандартов системы ISO приложили руку и российские, и советские ученые. Так почему же столь проблематичен переход к международным стандартам? Абсолютно непонятно... Точнее – наоборот, все понятно… Сегодня главным инструментом экономического и технического регулирования выступает единственный и относительно знакомый глубоко-некомпетентным властям способ: фиксация советских "достижений" и мерило всего и вся на основе так называемой доказательной базы советских государственных стандартов. Такой подход уже сыграл свою прогрессивную и значительную роль в период второй индустриализации середины XX века, но он уже отработал свое. Это уже недееспособная система, которая, тем не менее, насильственно внедряется как основа регуляторной деятельности в рамках так называемого таможенного союза (или с 2015 года – евро-азиатского экономического союза). Данный сущностно устаревший подход надолго фиксирует техническую отсталость еще живых отраслей промышленности и омертвляет их – снижая совокупные конкурентоспособность и качество продукции. Да и в самом этом "экономическом" "союзе" куда больше политики, чем экономики… Точнее анти-политики и принудительной попытки собрать нью-ссср под лозунгом единой эффективной экономики стран-участников. Только все эти попытки уже терпят крах по результатам своей деятельности 2011-14 годов, они несут экономические убытки, репутационный ущерб, потерю времени.
Это очередной чрезвычайно опасный вызов времени!
"… РФ сегодня преисполнена желанием подчинить себе Украину. Вполне очевидно, что суть этого союза заключается в попытке подчинить одну за другой еще независимые сегодня постсоветские страны. Перспективы РФ во главе Евразийского союза – это фикция. И этот союз распадется – по экономическим, политическим, социальным и персональным причинам. В результате, он лишь приведет к нарастающей неготовности РФ встретить расширение Китая в Центральной Азии. Поскольку понятно, что Украина и Россия философски и культурно являются частью Европы, то в будущем более близкие украинско-европейские отношения откроют путь для выстраивания более близких российско-европейских взаимоотношений. Интеграция РФ в Европу – намного более перспективное будущее, чем вариант, когда она останется изолированной и зажатой между Европой и Китаем, который все больше наращивает свою мировую мощь и имеет территориальные претензии…" Нельзя не согласиться с оценками, данными Доктором Збигневом Бжезинским – признанным мировым специалистом в политэкономических вопросах и лучшим другом России, но врагом преступных люмпен-большевиков и советистов. В условиях динамичного развития мира и его экономики, усиливающегося технического и идейно-концептуального отставания рф – то, что предлагается в рамках деятельности евро-азиатского экономического союза – является смертельным тупиком. Налаживать взаимные связи можно и напрямую, и по линии СНГ, и по линии ВТО! И никакие тс-ы, евразэс-ы и еаэс-ы не нужны!!! Да и перечень статей взаимодействия в рамках "союза" куда больше отводит внимания политическому военно-техническому сотрудничеству, чем каким-либо другим направлениям… В этих вопросах – там нет ни путаниц, ни неразберихи. Зато в примитивных аспектах товарного и продовольственного взаимодействия, в вопросах безопасности сырья, продуктов питания и ингредиентов – полный хаос.
В современной экономике, где 97 % торговли регулируется номами ВТО – решающими факторами конкурентоспособности стран, отраслей и конкретных фирм становятся технологии, факторы времени, объединение финансовых, научно-технических, человеческих и иных ресурсов. В условиях глобальной мировой экономики – необходимо встраиваться в этот динамичный мир, а не отгораживаться от прогресса и цивилизации мертвыми и морально-устаревшими стандартами ушедшей в небытие эпохи. Еще вчера следовало приступить к строительству инновационной новой индустриальной и высокотехнологичной экономики, формированию системной экономической политики, изменению законодательства и внедрению новых инструментов и механизмов реализации инновационных задач, в том числе и в рамках международного сотрудничества и политического партнерства.
Стране и промышленности срочно необходимы:
• Закрытие гештальта тотального обнуления 1917 – 1991 – 2020;
• Возрождение России и ее утраченной государственности;
• Историческая преемственность республиканской России 1917 года;
• Тотальная де-московитизация, де-советизация и де-рфизация;
• Реформы, изменения, улучшения;
• Смена и очищение политических ориентиров;
• Смена экономической политики;
• Введение особой благоприятной мягкой развивающей экономической политики для периода возрождения экономики и промышленности, взращивание национальной буржуазии, страты предпринимателей и класса профессионалов;
• Запуск механизмов развития и замена всех управленческих кадров госаппарата и служб, ротация и замена советских производственных кадров всех квалификаций;
• Реформирование системы образования и подготовки кадров на основе решений тройственного коллегиума (профессиональное сообщество, бизнес, государство);
• Внедрение и реализация квалификационно-комптентностного подхода и рамок квалификации в европейской редакции;
• Очищение законодательной базы от нелегитимного и антиправового законодательного мусора;
• Построение новой правовой системы, не имеющей ничего общего с люмпен-большевистской ленинской, советской и пост-советской интерпретацией и искажениями Юриспруденции и Права;
• Судебная и арбитражная реформа, кадровая замена всего штата аппарата, реальная независимость института;
• Смягчение контроля и режимов деятельности, снижение планок регламентации;
• Возвращение к прежней редакции (2002) ФЗ-184 "О техническом регулировании";
• Отмена систем "Платон", ЕГАИС и других, вкл. Систему маркировки и прослеживаемости;
• Реформа Трудового Кодекса, уход от популизма, смягчение строгих обязательств и ограничений для работодателей, расширение прав работников;
• Отмена обязательности систем ISO, HASSP, GMP и других, добровольное применение систем на внутреннем и внешнем рынках;
• Комплексные программы улучшения предпринимательского климата и среды деятельности, особенно для малого и среднего бизнеса;
• Доступность инфраструктуры и формирование отраслевых промплощадок и кластерных зон развития, обоснованное сохранение промышленных районов и зон городов;
• Реформа естественных монополий в энергетике, инфраструктурных и сервисных службах, снижение тарифов, специальных и транспортных сборов, повышение эффективности;
• Отмена льгот и запрет деятельности офшорных компаний на территории страны;
• Введение налога на сверх-сверхвысокие доходы и роскошь;
• Снижение коммунальных платежей и сборов для населения;
• Минимизация налогов и сборов, не менее чем пятилетний мораторий на сверхрегулирование;
• Отмена НДФЛ на доходы ниже 250 тыс. руб./мес.;
• Коррекция ставок НДС до уровня 0 %, 5 %, 10 %;
• Отмена самосанкций и ограничений, выработка новых принципов регулирования и защиты внутренних рынков и предприятий;
• Ускоренное полное безоговорочное вхождение в ВТО и запуск инструментов конкуренции;
• Ликвидация евро-азиатского экономического союза ЕАЭС-2015 (таможенного союза) в том виде, в каком он существует сегодня, устранение его негативных экономических последствий;
• Переход на международные принципы технического регулирования (законодательство, система стандартизации, методы испытаний, научно-обоснованные методологические и методические подходы, и др.);
• Отказ от системы советских и постсоветских стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ и других), использование их только в качестве дополнительного справочно-информационного, методического или учебно-практического материала на добровольной основе;
• Выстраивание экономических общественных и правовых институтов;
• Формирование культуры качества: образования, личного труда, производства, обслуживания, потребления, парламентаризма и самоуправления;
• Повышение эффективности бюджетных трат, отказ от непрофильных активов и неэффективных пропагандистских прожектов: нацпроекты, дублеры, гостехпроекты (роскосмос, роснано, ростех, росинжиниринг, сколково, газпром, росфнеть и др.). Отказ от олимпиад, спортивных соревнований, прекращение бюджетного и госкорпоративного финансирования спорта и спортивных клубов, иных имиджевых, фейковых и желтушных информационных проектов, отказ от пропагандистких теле-параш, госконцертов, снижение гонораров советским и пост-советским звездам снижение заработных плат, бонусов и иных выплат в госокорпорациях, ликвидация молодежных организаций новых пионэров-штурмовиков, красных титушек, интернет хакеров и ботов, а также иных люмпен-боевиков и террористов чвк);
• Отказ от госпроектов IT, росэнциклопедии, суверенного интернета, предустановленного программного обеспечения, накопительных баз персональной и др. информации. Отказ от проектов глонасс, протон, маркировка продукции, меркурий, егаис, других, отмена обязательности систем ISO, HASSP, GMP, др.;
• Пересмотр статей бюджета, снижение финансирования на силовые блоки, ВПК, внешнеполитические авантюры и поддержку люмпен-большевистских про-советских и террористических режимов;
• Сокращение финансирования и заработных плат депутатам;
• Сокращение армии, ликвидация внутренних войск, ликвидация т.н. росгвардии и формирование на новых принципах Национальной гвардии, сокращение силовых структур, ликвидация пост-советской милиции-полиции, создание настоящей высокопрофессиональной и высокорепутационной, уважаемой в обществе полиции;
• Перевод силовых блоков на профессионально-компетентностную квалификационную структуру классных чинов, рангов и званий, коррекция девальвированных и завышенных статусов и рангов младшего, среднего, старшего офицерского и высшего состава, увеличение численности рядового состава на одного офицера;
• Перевод госслужбы и аппарата ветвей власти на профессионально-компетентностную квалификационную структуру, коррекция девальвированных и завышенных статусов, классных чинов, рангов и званий;
• Повышение пенсий и пособий, минимальный социальный уровень – от 30 тыс. руб./мес. (на 2020 год);
• Повышение минимальной оплаты труда, минимальный социальный уровень – от 30 тыс. руб./мес.;
• Введение безусловного дохода для граждан по рождению в явной форме – от 25 тыс. руб./мес. (от рождения – до пожизненно);
• Поднятие минимальной потребительской корзины до реального уровня и приравнивание к ней минимальной оплаты труда в дальнейшей динамике;
• Снижение пенсионного возраста до уровня 50-55 лет, сокращение предельного возраста пребывания в силовых ведомствах и на госслужбе до уровня – не старше 60 лет, сокращение сроков пребывания в должностях;
• Повышение пенсий от уровня выше социальной минимальной пенсии в 30 тыс. руб./мес. до уровня 45-60-75 тыс. руб./мес. (по труду, квалификации, вкладу);
• Ликвидация льгот и их монетизация;
• Возвращение механизмов досрочного выхода на пенсию при работе во вредных условиях;
• Сокращение бюджетников и мертвых организаций, не приносящих пользы обществу, являющихся советскими рудиментами, а фактически – местами скрытой бюджетной безработицы. Альтернативная коммерциализация-приватизация или ликвидация;
• Ограничение притока трудовых мигрантов, сокращение присутствия трудовых мигрантов, ограничение получения гражданства РФ трудовыми мигрантами;
• Повышение внутреннего потребления, поддержка и стимулирование направлений внутреннего спроса, повышение оборота финансов и активов внутри страны;
• Борьба с коррупцией и необоснованным обогащением, противодействие мафиозным кланам и организованной преступности, международные и внутренние санкции в отношении люмпен-экстримистов и компрадор-люмпенов, лишение доверия, искоренение некомпетентности и фальсификаций, бойкотирование, люстрации.
Профессиональное сообщество должно выступить единым фронтом в борьбе с политическими экстримистами и экономическими невеждами, ретроградами, шарлатанами, жуликами, коррупционерами, компрадорами, преступными люмпен-элементами банды ульянова 1917-2020. Необходимы смена управленческих кадров, замена ложных идеологем прошлого, формирование менеджмента новой формации, наполненного новыми и здоровыми идеями, владеющего современными технологиями целеполагания и проектирования организационно-технических структур, современными техническими и гуманитарными технологиями. Устойчивое развитие – это новое качество социально-экономических механизмов развития, иная культура и качество потребления, производства, ведения профессиональной деятельности и предпринимательства. Повышение конкурентоспособности экономики и промышленности может обеспечить лишь здоровая новая государственная политика, ориентированная на приоритетное решение совокупных проблем в рамках международного партнерства и уже отработанных цивилизацией подходов!
Будущее промышленности и страны в руках профессионального,
научного, инженерного и предпринимательского сообщества!
Или ВСЕ получится - или НИЧЕГО уже больше не будет!
Концептуальная часть: менеджмент-форсайт 2030-2050
Обратно - Часть 1: Технологии
Продолжение - Часть 3: Политика, экономика и невежество
Кадровое обеспечение высоких и наукоемких технологий
новая индустриализация 2022
Приложение: отрицательный отзыв на проект техрегламента 2011 года
Концептуальная часть статьи написана в марте - мае 2020
Материал основан на тезисах 2014/2015 с доп. и изм.
Первичный текст статьи был опубликован в ноябре 2014
Отдельные тезисы вошли в публикации 2012-14 годов
Рекомендуемая литература:
Управленческие войны и инновации: В.А. Лапидус.- 2010
Всеобщее качество TQM в российских компаниях: В.А. Лапидус.- 2008
Менеджмент процессов организации: Й. Беккер.- 2003/2008